Билетный рынок представляет собой важную часть рынка развлечений. Объем российского билетного рынка, по различным оценкам представителей индустрии, составляет от 45 до 60 млрд рублей в год без учета сегмента кинотеатров. Российскому рынку в целом свойственны те же тенденции, что и мировой билетной индустрии: внедрение новых технологий, поиск подходов к регулированию вторичного рынка, интерес инвесторов – главным образом телекоммуникационных и медийных компаний.
В качестве одного из трендов развития билетной индустрии эксперты называют рост самостоятельных продаж организаторами. По результатам опроса компании PwC, более 80% отмечают, что реализуют билеты самостоятельно, причем 8% участников исследования делают это без использования ресурсов подрядчиков. [1] Доля билетов, реализуемых организаторами самостоятельно, варьируется в зависимости от сегмента мероприятий и составляет в среднем 49%. При этом наименьшую потребность в дополнительных каналах продаж испытывают организаторы деловых мероприятий и выставок, в то время как билеты на театральные мероприятия и фестивали реализуются преимущественно через подрядчиков.
Билетные операторы выступают в качестве посредников для организаторов мероприятий и площадок при реализации билетов. При этом они могут реализовывать как всю квоту билетов, являясь эксклюзивным оператором, так и ее часть. Операторы распространяют билеты через собственные кассы, на сайтах и в мобильных приложениях. Возможны две модели ценообразования: комиссия, которая предполагает закупку билетов ниже номинала с последующей продажей по номиналу, и наценка, которая устанавливается сверх номинальной стоимости билетов при их продаже конечному потребителю.
По оценкам операторов, аудитория театра небольшая, но постоянная. Театры интересуют примерно десятую часть населения России. Заполняемость зрительных залов в театрах стабильно держится на уровне 60%. Обычно зрители начинают покупать билеты за три недели до мероприятия. О покупке хороших билетов на популярные спектакли задумываются заранее, потому что ближе к дате их просто может не быть.
Развитие новых технологий и цифровых платформ постепенно меняет рынок рекламы, в том числе и в билетной индустрии. Ключевым каналом для продвижения мероприятий стали социальные сети, которые используют практически все участники исследования. Наружная реклама и радио по-прежнему играют существенную роль в продвижении событий благодаря широкому охвату аудитории. Билетные операторы наиболее активно задействуют интернет-ресурсы в маркетинговых стратегиях, в частности медийную онлайн-рекламу, контекстную рекламу и CPA-сети. Печатная пресса, традиционно значимый канал распространения информации о развлекательных мероприятиях, все еще используется половиной респондентов и обходит по популярности рекламу на телевидении.
Электронные билеты набирают популярность на российском рынке. В театральном сегменте по оценкам экспертов доля электронных билетов составляет 51% от общего объема продаж. Согласно средней оценке представителей билетной индустрии, доля вторичного билетного рынка в России составляет порядка 20% от общего объема.
Наиболее вероятными драйверами развития индустрии в ближайшие пять лет эксперты считают использование «больших данных» при реализации билето и переход на единое билетное поле. Представители билетных систем также отмечают высокий потенциал использования алгоритмов динамического ценообразования и развития самостоятельных продаж организаторами.