ТЕМА 2
Продюсер и современный театральный процесс
Продюсер заинтересован в творческом многообразии, развитии негосударственных структур, которые дают свободу творчеству и существенно расширяют возможности для реализации продюсерских проектов. Чтобы быть успешным, продюсер должен обладать широким набором различных компетенций, проявлять уважение к традиции и стремиться в будущее.

»
Тексты

»
2-1. Театральное продюсирование в России в 21 веке
В России возрождение профессии продюсера совпало со сложными структурными перестройками в художественной культуре, порожденными как общемировым изменением культурных парадигм, так и происходящими социально-экономическими преобразованиями. Продюсирование в современной России имеет заслуги перед отечественным искусством и реальный вклад в театральную жизнь России. Можно сказать, что продюсеры весьма и весьма обогатили культурную жизнь страны, сделали ее ярче и разнообразнее и подарили публике много ярких праздников искусства. Продюсерские постановки — отнюдь не сплошь творческие удачи, но зато в своем подавляющем большинстве проекты продюсеров востребованы. Продюсеры стремятся завоевать желанную удачу всеми доступными им способами: привлекая к работе «звезд» театра, кино и эстрады, организуя рекламные кампании и, конечно, отвечая ожиданиям и запросам публики. Объективные «условия игры» таковы, что сегодняшние российские продюсеры ищут и находят рецепт или алгоритм популярности у широкой аудитории, ибо «творческий и финансовый успех взаимосвязаны»

Глубинные изменения в социально-культурной ситуации, принципиальная перестройка взаимоотношений искусства и публики существенно усиливают потребность в тех, кто позволит художнику быть востребованным, а публике ориентироваться в море художественного предложения. Сама идея посредничества между художником и публикой приобретает новое качество.

Продюсирование активно включилось в расширение реального театрального предложения. Среди них есть скороспелые поделки для двух-трёх актёров, которые и спектаклями в полном смысле слова назвать нельзя. Но не этот массив определяет лицо явления. Статистически значимым оказывается стремление к качественной литературно-драматической основе. На сегодняшний день в репертуаре театральных проектов современная российская драматургия действительно занимает первое место. Второе место в подготовленном продюсерами репертуаре занимают современные зарубежные авторы. Принято считать, что лёгкие спектакли по несложным пьесам — основа продюсерского репертуара. Однако заметное место занимают и спектакли на основе русских и зарубежных классических произведений. К тому же для формирования относительно объективной точки зрения следует отдать себе отчет в том, что среди огромного репертуарного массива традиционных стационарных театров в процентном отношении не меньше спектаклей, поставленных по незамысловатым пьесам для привлечения публики. Только в продюсерских проектах часто актеры лучше (специально приглашены, чтобы привлечь зрителя, а не выбраны из имеющихся в местной труппе) и оформление богаче. В науке о театре уже много раз доказано, что спектакли, заведомо ориентированные на массовый успех, играют важную роль в формировании зрительской аудитории театра и выполняют свою особую социальную миссию [1] . Поэтому деятельность продюсеров представляется и закономерной, и социально оправданной. Развиваясь, продюсерский театр начал оживлять театральную провинцию, то есть, решать давно назревшую проблему. Продюсерские проекты активно вывозятся на гастроли. Продюсеры задействуют в своих проектах творческие кадры провинции, тем самым оздоровляя театральную ситуацию периферии. Продюсерские фирмы создаются на местах и привносят оживление в культурную среду разных городов и регионов. Расширив художественную палитру театрального процесса, продюсирование к тому же открыло театрам новые экономические, организационные, а значит, и творческие возможности.

Зрительский успех созданных продюсерами произведений весьма впечатляющ. Шумный ажиотаж вокруг «звездных» премьер, безусловно, феномен скорее социальный, чем художественный. Вместе с тем, сопрягаясь с творчеством часто очень крупных художников, он становится явлением социально-культурным, свидетельствующим еще раз, что Продюсер держит за руки Художника и Публику, занимается их воссоединением, что само по себе уже является социальным оправданием профессии.
2-2. Продюсеры и творческое многообразие
Современная художественная жизнь характеризуется все большим смешением, соединением и разрушением барьеров в стилевых характеристиках творчества. Поэтому принцип «проекта» приобретает все большее значение, а он и есть основа продюсирования.

Поиск секрета зрительского успеха — еще одна необходимая составляющая продюсерской деятельности. Продюсеры сделали довольно много для возрождения и (или) популяризации достижений выдающихся деятелей искусств России, художников, работавших в разные эпохи, в разных видах и жанрах творчества. Творческие проекты продюсеров интересны новыми, неожиданными «сплавами». В едином действе соединяются усилия самых разных художников, представляющих различные роды и жанры искусства. В продюсерских спектаклях часто по-новому проявляют себя известные актеры, воплощают свои, иногда неожиданные, замыслы режиссеры, драматурги, художники, композиторы, балетмейстеры. Это способствует расширению востребованности таланта. Продюсирование объективно заинтересовано в появлении новых «звезд», раскрытии потенциала молодых, возникновении новых громких имен.

Можно выделить четыре группы режиссёров, которые ставят спектакли у продюсеров. Меньшинство составляют режиссёры, для которых это стало постоянным приложением сил. Далее в примерно одинаковом соотношении следуют режиссёры, имеющие постоянную работу в государственных театрах, и режиссёры, не имеющие постоянной работы. И совсем небольшую группу составляют зарубежные режиссёры. Сегодня многие режиссёры кочуют из театра в театр, и постоянное место работы есть далеко не у всех, даже среди тех, кто ставит спектакли исключительно на государственной сцене.
2-3. Продюсеры и театральные структуры
В основе складывающейся системы отношений в сфере художественной культуры должен лежать принцип сочетания государственных и общественных структур. Одна из объективных характеристик развитого рынка состоит в том, что группы его участников объединяются для защиты своих профессиональных интересов в союзы, ассоциации, гильдии, и получают тем самым возможности общественной защиты своих корпоративных интересов. И хотя в театральном сообществе функцию защиты корпоративных интересов умело и успешно выполняет Союз театральных деятелей, есть необходимость и в более узкой профессиональной солидарности.

Задачи корпоративного объединения театральных продюсеров: взаимный обмен информацией, помощь в нахождении партнеров, взаимопомощь в проведении проектов, гарантии добросовестности партнерства, организация постоянных деловых встреч и другая деятельность, которая позволит цивилизовать рынок такого рода услуг внутри страны и войти в цивилизованное партнерство с коллегами из других стран.

Следует признать, что в целях формирования условий свободного развития негосударственных театральных структур необходимо:

- обеспечить равные права всем участникам театрального процесса;
- способствовать развитию и укреплению материального обеспечения свободного творчества, в частности, через развитие сети свободных сценических площадок;
- обеспечить равный доступ к информационным и кадровым ресурсам для театров и театральных организаций всех форм собственности;
- способствовать привлечению на конкурсной основе негосударственных театров и театральных организаций к выполнению государственных социально-творческих заказов;
- обеспечить равные возможности участия негосударственных театров и театральных организаций в конкурсах, тендерах, обеспечить организационную поддержку инновационным начинаниям;
- обеспечить равные возможности в защите творческих работников театров;
- обеспечить равные права на социальную защиту и социальную поддержку работников государственных и негосударственных театров.

Институт продюсирования в России сегодня выступает связующим звеном между театром прошлым и будущим. Продюсеры отчетливо понимают, что репертуарный театр — лучшая школа как для актеров, так и для режиссеров, сценографов, балетмейстеров, администраторов. Значит, продюсер заинтересован в сохранении традиционного театра. И практики, и теоретики в области менеджмента исполнительских искусств успели понять, что противопоставления антрепризы и традиционного театра — неправомерны.
2-4. Продюсер и создание спектакля
Выводя продюсера театрального спектакля на ключевую роль, мы предполагаем, что продюсер разрабатывает, реализует и контролирует весь проект на всех его стадиях. Он формирует команду, отвечает за финансирование, сроки производства. Не режиссер определяет при разработке идеи все главные творческие и производственные параметры будущей постановки, а продюсер. Приглашенные продюсером в проект драматург, режиссер и художник следуют намеченным целям, идее спектакля.

Компетенция по выбору идеи спектакля и разработке проекта. Продюсер должен уметь выбрать оригинальную тему для постановки; преобразовать идею в проект; обеспечить его финансирование; разбираться в проблемах авторского права; составлять календарный и финансовый план; сформировать постановочную группу и заключить контракты; контролировать производство и репетиции; определить стратегию маркетинга; организовывать показ спектакля.

Компетенция по привлечению финансирования. Необходимо четко представлять, какой уровень затрат потребуется для реализации проекта. Сможете ли вы привлечь финансирование и в каком объеме. Нужно учитывать также временные параметры постановки спектакля; исполнительский состав (кому и сколько платить); декорационное оформление (сроки и стоимость изготовления костюмов, декораций, грима, реквизита); производственная база (аренда сцены и гримерок, энергозатраты); внеплановые издержки. Важно знать и понимать, где и как можно привлечь спонсорскую поддержку, как при необходимости организовать фандрейзинг и краудфандинг.

Компетенция по формированию команды проекта. Создание креативной команды постановщиков, с которой в индивидуальном порядке составляется контракт, где оговариваются все условия труда, оплаты. Учитывая, что для независимого театрального проекта необходимо собрать режиссера, актеров, технический персонал из разных театров и других внешних организаций, необходимо уточнить их занятость по основному месту работы.

Компетенция по организации производства спектакля. После презентации проекта и организации финансирования, следует разработать техническую документацию и приступить к репетициям и производству, которые продлятся до финальных прогонов и премьерного показа.

Компетенция по продвижению спектакля. Важными составляющими проекта является реклама и РR, работа с традиционными и современными медиа, проведение пресс-конференций и интервью. Чтобы привлечь публику на спектакль, необходимо уметь организовать подготовку информационных материалов, плакатов, печать буклетов и программок спектакля. Необходимо провести предпремьерную пресс-конференцию с приглашением ведущих СМИ и приглашением их на премьеру. На ряду с пресс-конференцией организуются платные и бесплатные публикации в прессе. Желательно договориться о публикациях во влиятельных и популярных журналах Компетенции по организации проката спектакля и гастролей. В период проката необходимо позаботиться о заполняемости залов и ритмичной работе всего коллектива на различных площадках, включая гастроли.

Многообразие видов работ и широкий набор компетенций предъявляют продюсеру повышенные требования по его подготовке и квалификации.

Дело в том, что продюсер – это человек, который не создает художественных ценностей. Это не его дело. Его дело – понять проект (будь это личный или чужой), понять, что он будет востребован общественностью, найти средства и организовать реализацию этого проекта. И с этой точки зрения наша культурная жизнь рано или поздно будет зависеть от ума, энергии и таланта продюсеров.
Г.Г. Дадамян
Заслуженный деятель искусств РФ

»
Термины
КОМПЕТЕНЦИЯ
это личностная способность продюсера успешно действовать и на основе практического опыта, умения и знаний решать определенный класс профессиональных задач.
ПРОЕКТ
целенаправленная деятельность проектной группы по достижению заранее запланированного результата в течение установленного срока и в пределах выделенного объема ресурсов.

»
Контрольные вопросы
1. В чем могут заключаться преимущества от создания сообщества театральных продюсеров?

2. Какие позитивные изменения происходят благодаря включению продюсеров в театральный процесс?

3. Назовите основные категории режиссеров, которые ставят театральные спектакли совместно с продюсерами.

4. Какими необходимыми характеристиками должен обладать проект чтобы считаться проектом?

5. Какими компетенциями должен обладать продюсер при создании спектакля?

»
Литература
1
Смелянский Д. Я. Продюсер в театральном процессе России, организационно-творческий аспект
Автореферат на соискание научной степени кандидата искусствоведения. Специальность 17.00.01. Защита - 2000 г.
2
Кто делает новый театр: 8 лучших продюсеров
Модернизация театральных институций и фестивалей — Афиша Дейли «Воздух» рассказывает о людях, из которых состоит продюсерский цех нового российского театра.

https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kto-del...