В современном театре важнейшие функции по созданию спектакля закреплены за режиссером. Режиссер (от франц. regisseur, от лат. rego – управляю) осуществляет постановку пьесы на сценической площадке, поэтому его часть называют режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или театрального коллектива) именуется главным режиссером. Режиссер осуществляет весь комплекс работ по организации взаимосогласованных и скоординированных процессов творческой и технической подготовки спектакля.
Успех или неудача любого из компонентов спектакля определяются в первую очередь режиссером-постановщиком – основной движущей силой творческого процесса и главным соавтором продюсера. Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий - от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от досконального знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности, необходимых в изучении сценической истории выбранной пьесы и в работе с актерами и т.д. При подготовке и обучении режиссеров используется множество учебных дисциплин: мастерство режиссера и актера; сценическая речь; танец; сценическое движение; история театра, литературы, живописи, музыки, танца и других искусств; основы экономики и психологии; материальная часть театра и т. д.
Создание любого спектакля начинается с режиссерского прочтения пьесы и её творческой переработки, нового прочтения в интересах создания нового художественного произведения, составления режиссерской экспликации.
В широком смысле экспликация от лат. explicatio — объяснение, развёртывание, представляет собой раскрытие сущности того или иного предмета или явления через некоторое многообразие иных предметов и явлений. Экспликация включает в себя исходный отбор, своего рода селекцию признаков, параметров и характеристик, через которые затем осуществляется перенос и замещение свойств от эксплицируемого предмета или явления к эксплицирующим. Экспликация применяется с целью раскрытия или объяснения внутреннего содержания неясного и неточного через внешние по отношению к нему предметы или явления с уже известными свойствами. Тем самым, экспликация позволяет осуществить перевод неясных и неопределённых интуитивных представлений к виду строгих в категориальном и логическом виде понятий; концептуализацию той или иной области, приведение её в целостную систему; обнаружение ранее неочевидных или неявных зависимостей между различными предметами и явлениями.
Режиссерская экспликация – это творческий анализ пьесы, её объяснение и развёртывание на элементы будущего спектакля. Работа режиссера над пьесой или сценарием содержит следующие разделы или направления.
1. Мотивы и режиссерский замысел. В этом разделе необходимо раскрыть основные мотивы создания художественного произведения и суть режиссерского замысла. Чем отвечать на вопрос - зачем создается спектакль, лучше ответить на вопрос - почему его нельзя не создавать.
2. Идейно-тематическое содержание. Включает тему спектакля, его основную идею, жанр, описание основных действующих лиц и конфликта.
Тема представляет собой предмет или проблему, которую автор раскрывает в произведении художественными средствами и адресует зрителю. Тема должна быть сформулирована кратко, конкретно и точно, содержать ответ на вопрос - когда, где и что происходит в спектакле.
Идея должна указывать на основной вывод, который следует из действия. Формулировка идеи обычно содержит указание на причинно-следственные связи между явлениями или событиями.
Жанр спектакля характеризует эмоциональное отношение автора к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств.
Конфликт является противоречием между изображенными в произведении действующими лицами, которое приводит к противоборству. В спектакле есть носители конфликта, а есть и те, кто его устраняют, воздействуя на сложившуюся ситуацию.
3. Описание действия. Включает сверхзадачу, сценические задачи исполнителей, событийный ряд (или эпизодическое построение) и описание главных мизансцен.
Сверхзадача представляет собой конечную цель, ради которой в зрительской аудитории доказывается идея.
Действие состоит из сцен, действенных фактов, которые в дальнейшем меняют линию поведения действующих лиц и ставят их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Действенные факты – это события, которые составляют событийный ряд. Всем событиям принято давать краткое действенное название.
Событийный ряд - последовательность действенных фактов от начала до конца спектакля.
Если сюжет отсутствует, то событийный ряд и сценические задачи исполнителей заменяются на эпизодное построение, т.е. в постановочном плане дается краткая характеристика каждого эпизода. Эпизодное построение представляет собой последовательность эпизодов от начала до конца спектакля, при этом каждый следующий эпизод является смысловым продолжением предыдущего.
Сценические задачи исполнителей включают действия (что делаю), их мотивировку (зачем делаю) и приспособления для развития (как делаю), при этом действие и цель носят сознательный характер, а приспособления возникают в процессе живого общения. Количество сценических задач определяется количеством основных событий.
4. Главные мизансцены. После этого в режиссерской экспликации следует описать основные мизансцены и их режиссерское решение.