Один из самых распространенных мифов о создании новых спектаклей заключается в том, что режиссера интересует исключительно творчество, а продюсера – прибыль. В действительности и творчество, и прибыль интересует каждого из них в равной степени, и потому формулировку цели театрального проекта не следует искать в этих категориях. Второй миф – что цель проекта невозможно определить в конкретных категориях и следует ограничиться общими рассуждениями о предназначении искусства и духовном воспитании зрителя.
Начнем с того, что отсутствие ясной и понятной цели театрального проекта недопустимо в работе продюсера и, если продюсер не может объяснить в чем цель, ему лучше заняться другим делом. Второе, можно сказать, что цель уникальна для каждого проекта и даже, казалось бы, схожие по формату, содержанию и масштабу театральные проекты могут иметь абсолютно разные цели.
Чтобы научиться правильно формулировать цель проекта, предложим воспользоваться технологией OKR, которая не так давно получила распространение во многих областях деятельности и вполне пригодна для проектов в области театрального искусства.
OKR – Objectives & Key Results. Это метод целей и ключевых результатов, способ формулирования и согласования индивидуальных и коллективных (корпоративных) целей. Цель определяется на качественном уровне одновременно с несколькими ключевыми результатами, измеряемыми количественно, при помощи понятных метрик или показателей. Методология OKR помогает формировать образ мышления и язык, который позволяет разным людям понимать друг друга.
«Я достигну цели, что можно оценить с помощью ключевых результатов». Цель — это запоминающееся качественное описание того, чего вы хотите достичь. Цели должны быть короткими, вдохновляющими и вовлекающими. Они должны мотивировать команду и бросать ей вызов. Например, «создать спектакль, который вызовет большой резонанс и получит высокие положительные оценки в профессиональной среде», или «создать необычный с точки зрения зрителей спектакль с блестящим сарафанным радио». Согласитесь, что это абсолютно разные цели, они сформулированы на качественном уровне и их можно придумать множество.
Ключевой результат, наоборот, должен быть количественный, это набор метрик, значения которых меняются по мере движения к цели и их нужно иметь не более пяти для одной цели. Если их будет больше, то их просто никто не запомнит. Все ключевые результаты должны быть количественными и измеримыми, например, «Показать спектакль не менее, чем 2 тыс зрителей», «получить не менее 100 публикаций в центральных медиа после премьеры спектакля».
Полезно, что OKR создает язык, на котором можно открыто декларировать цели проекта и договариваться об ожидаемых результатах с командой.
Различают приоритетные OKR, которые относятся к текущей, плановой работе. Они важны для успешного функционирования и должны выполняться безусловно. Цель понятна, ключевые результаты очевидны. График работы и другие ресурсы полностью подчинены этим OKR. Ожидаемая оценка выполнения — 100%. И амбициозные OKR отражают, каким мы хотим видеть мир. Они могут не иметь четких формулировок, ключевые результаты размыты, источники ресурсов не ясны. Ожидаемая средняя оценка выполнения —70%.
После такого краткого введения в OKR следует поэкспериментировать с целями и ключевыми результатами, пока вы не убедитесь сами, насколько это необходимый инструмент и как он помогает формулировать и согласовывать цели проекта. Вы убедитесь также, что для одного и того же проекта два разных продюсера могут преследовать совершенно разные цели.
Теперь несколько важных соображений о самом проекте. Под проектом принято понимать уникальный набор мероприятий, направленных на достижение заранее определённой цели за установленный период времени с использованием ограниченного количества ресурсов. Проектная деятельность охватывает сегодня все отрасли экономики, существуют стандарты, которым обучаются и затем используют в своей деятельности менеджеры различных уровней системы управления. Но нам следует оговориться, что театральный проект не вполне можно признать проектом. Во-первых, цель театрального проекта не в полной мере может быть определена в экономических категориях. Скорее, что цель «создать спектакль и обеспечить его успешный прокат» не может быть принята как корректно сформулированная в терминах проектного управления. Временные рамки театрального проекта – тоже вещь весьма условная, они могут меняться в зависимости от успешности показов. Единственное, что мы бы не стали подвергать сомнению, это твердый бюджет, который требуется для постановки спектакля. Эта часть проекта должна быть подчинена строгим законам бухгалтерии и экономики, иначе продюсер будет считаться растратчиком, которому не следует доверять.
В классической теории принято выделять пять стадий управления проектами.
1. Инициация проекта – нацелена на формулировку и документирование целей проекта, обоснование необходимости проекта, выработку концепции его реализации.
2. Планирование проекта – нацелено на разработку плана проекта, в котором определены и документированы действия, необходимые для достижения целей проекта.
3. Исполнение проекта – нацелено на непосредственное создание продукта (услуги), ради которых реализуется данный проект, за счет выполнения работ, запланированных в плане проекта.
4. Мониторинг и контроль проекта – нацелены на обеспечение исполнения проекта в соответствии с его планом.
5. Завершение проекта – закрытие всех проектных работ, составление итоговых отчетов, осуществление окончательных взаиморасчетов между участниками проекта, передача завершенных продуктов проекта (услуг) заказчику/пользователю.
В нашем случае мы обошлись выделением четырех стадий и назвали их несколько иначе, ближе к тому, как это традиционно принято в театральной сфере, но с некоторыми важными корректировками и дополнениями.