ТЕМА 4
Разработка проекта
Если разработка идеи – плод совместного творчества режиссера и продюсера, то разработка проекта создания спектакля главным образом ложится на продюсера. Ему необходимо на этой стадии определить цели проекта и принципы его реализации, сформировать команду проекта, наметить формат спектакля и схему его проката, составить календарный график постановки и финансовый план, подготовить материалы для презентации потенциальным инвесторам. Речь на этой стадии по сути идет о разработке бизнес-плана, но этот термин по отношению к театральным проектам практически не используется.

»
Тексты

»
4-1. Цели и задачи проекта
Один из самых распространенных мифов о создании новых спектаклей заключается в том, что режиссера интересует исключительно творчество, а продюсера – прибыль. В действительности и творчество, и прибыль интересует каждого из них в равной степени, и потому формулировку цели театрального проекта не следует искать в этих категориях. Второй миф – что цель проекта невозможно определить в конкретных категориях и следует ограничиться общими рассуждениями о предназначении искусства и духовном воспитании зрителя.

Начнем с того, что отсутствие ясной и понятной цели театрального проекта недопустимо в работе продюсера и, если продюсер не может объяснить в чем цель, ему лучше заняться другим делом. Второе, можно сказать, что цель уникальна для каждого проекта и даже, казалось бы, схожие по формату, содержанию и масштабу театральные проекты могут иметь абсолютно разные цели.

Чтобы научиться правильно формулировать цель проекта, предложим воспользоваться технологией OKR, которая не так давно получила распространение во многих областях деятельности и вполне пригодна для проектов в области театрального искусства.

OKR – Objectives & Key Results. Это метод целей и ключевых результатов, способ формулирования и согласования индивидуальных и коллективных (корпоративных) целей. Цель определяется на качественном уровне одновременно с несколькими ключевыми результатами, измеряемыми количественно, при помощи понятных метрик или показателей. Методология OKR помогает формировать образ мышления и язык, который позволяет разным людям понимать друг друга.

«Я достигну цели, что можно оценить с помощью ключевых результатов». Цель — это запоминающееся качественное описание того, чего вы хотите достичь. Цели должны быть короткими, вдохновляющими и вовлекающими. Они должны мотивировать команду и бросать ей вызов. Например, «создать спектакль, который вызовет большой резонанс и получит высокие положительные оценки в профессиональной среде», или «создать необычный с точки зрения зрителей спектакль с блестящим сарафанным радио». Согласитесь, что это абсолютно разные цели, они сформулированы на качественном уровне и их можно придумать множество.

Ключевой результат, наоборот, должен быть количественный, это набор метрик, значения которых меняются по мере движения к цели и их нужно иметь не более пяти для одной цели. Если их будет больше, то их просто никто не запомнит. Все ключевые результаты должны быть количественными и измеримыми, например, «Показать спектакль не менее, чем 2 тыс зрителей», «получить не менее 100 публикаций в центральных медиа после премьеры спектакля».

Полезно, что OKR создает язык, на котором можно открыто декларировать цели проекта и договариваться об ожидаемых результатах с командой.

Различают приоритетные OKR, которые относятся к текущей, плановой работе. Они важны для успешного функционирования и должны выполняться безусловно. Цель понятна, ключевые результаты очевидны. График работы и другие ресурсы полностью подчинены этим OKR. Ожидаемая оценка выполнения — 100%. И амбициозные OKR отражают, каким мы хотим видеть мир. Они могут не иметь четких формулировок, ключевые результаты размыты, источники ресурсов не ясны. Ожидаемая средняя оценка выполнения —70%.

После такого краткого введения в OKR следует поэкспериментировать с целями и ключевыми результатами, пока вы не убедитесь сами, насколько это необходимый инструмент и как он помогает формулировать и согласовывать цели проекта. Вы убедитесь также, что для одного и того же проекта два разных продюсера могут преследовать совершенно разные цели.

Теперь несколько важных соображений о самом проекте. Под проектом принято понимать уникальный набор мероприятий, направленных на достижение заранее определённой цели за установленный период времени с использованием ограниченного количества ресурсов. Проектная деятельность охватывает сегодня все отрасли экономики, существуют стандарты, которым обучаются и затем используют в своей деятельности менеджеры различных уровней системы управления. Но нам следует оговориться, что театральный проект не вполне можно признать проектом. Во-первых, цель театрального проекта не в полной мере может быть определена в экономических категориях. Скорее, что цель «создать спектакль и обеспечить его успешный прокат» не может быть принята как корректно сформулированная в терминах проектного управления. Временные рамки театрального проекта – тоже вещь весьма условная, они могут меняться в зависимости от успешности показов. Единственное, что мы бы не стали подвергать сомнению, это твердый бюджет, который требуется для постановки спектакля. Эта часть проекта должна быть подчинена строгим законам бухгалтерии и экономики, иначе продюсер будет считаться растратчиком, которому не следует доверять.

В классической теории принято выделять пять стадий управления проектами.

1. Инициация проекта – нацелена на формулировку и документирование целей проекта, обоснование необходимости проекта, выработку концепции его реализации.
2. Планирование проекта – нацелено на разработку плана проекта, в котором определены и документированы действия, необходимые для достижения целей проекта.
3. Исполнение проекта – нацелено на непосредственное создание продукта (услуги), ради которых реализуется данный проект, за счет выполнения работ, запланированных в плане проекта.
4. Мониторинг и контроль проекта – нацелены на обеспечение исполнения проекта в соответствии с его планом.
5. Завершение проекта – закрытие всех проектных работ, составление итоговых отчетов, осуществление окончательных взаиморасчетов между участниками проекта, передача завершенных продуктов проекта (услуг) заказчику/пользователю.

В нашем случае мы обошлись выделением четырех стадий и назвали их несколько иначе, ближе к тому, как это традиционно принято в театральной сфере, но с некоторыми важными корректировками и дополнениями.

4-2. Формирование команды проекта
Под командой проекта мы понимаем всех, кто принимает непосредственное участие в его разработке и реализации проекта. Условно команду проекта можно разделить на следующие блоки: творческая часть, инженерно-техническая часть, административная часть. Эти блоки по-разному формируются, управляются и финансируются.

При формировании команды проекта режиссер подбирает творческую команду, которая с его точки зрения сможет выполнить проект и поставить качественно осуществить постановку. Поэтому он оценивает творческий потенциал, опыт работы в подобных проектах и личные качества для работы в его команде, в то время как продюсер оценивает «продаваемость» зрителю будущего спектакля, стоимость каждого члена команды в сравнении с расценками на рынке труда.

Иногда с точки зрения продюсера нужен «дорогой» режиссер и недорогие актеры, а иногда «дорогие», хорошо «продаваемые» актеры-звёзды и при этом обычный режиссер, который недорого, но качественно сможет выполнить свою работу.

Оговоримся, что некоторые слова мы пишем в кавычках, вполне осознавая, что такая терминология не вполне употребима, поскольку театральный «продукт» не вполне себе продукт, а театральный зритель не совсем его «потребитель» в тех смыслах, в которых принято обсуждать обычный рынок и товарно-денежные отношения. Других, более точных терминов тем не менее не существует, и потому нам приходится использовать эти, но при этом пользуясь кавычками.

Технический блок формируется техническим директором проекта, административный – исполнительным директором.

Административный блок подбирается продюсером исходя из уровня сложности задач и необходимой квалификации, обычно эти задачи возлагаются на людей, которые работают с продюсером из проекта в проект и имеют опыт совместной административной работы по созданию и показу спектаклей.
4-3. Календарное планирование
Календарное планирование проекта на подготовительной стадии проводится с включением в него всех необходимых технологических процессов с учетом занятости персонала, продолжительности и последовательности выполнения той или иной работы. В составлении плана заинтересованы все участники группы, поскольку сроки работы в проекте необходимо согласовать с возможностью участия в других проектах. Календарный план включает несколько стадий.

1. Предподготовительный период связан с отбором художественной идеи будущего спектакля и её режиссерской разработкой. Новая постановка попадает в план. Формируется постановочная группа: режиссер, художник, композитор, балетмейстер и т.д. Готовятся договоры с конкретными творческими исполнителями. Выпускается приказ о начале работы над новой постановкой.

2. Подготовительный период включает разработку проекта, его планирование, составление бюджета, работы по проектировке и организацию финансирования. Он начинается с эскизов художника и изготовлением макета спектакля. Одновременно с этим ведется работа над планировкой спектакля. Выбирается площадка, если она изначально не определена. Утверждаются макет, эскизы и другие проектные материалы к постановке. Ведется работа по созданию габаритных чертежей постановки, разработка проектно-расчетной документации. Создаются рабочие чертежи декораций, мебели, бутафории. Рассчитываются силовые конструкции станков и подвесных конструкций на прочность и жесткость. Составляется предварительная смета спектакля на декорации, мебель, бутафорию, костюмы и другие затраты на материальное оформление спектакля. Уточняются списки составов исполнителей (для пошива костюмов). Составляются заявки на материалы для оформления спектакля. Идет работа над составлением графика выпуска нового спектакля. Проектная документация и чертежи передаются в производственные мастерские. Составляются акты приемки проектной документации спектакля и договоры на производство материального оформления. Устанавливается контроль сроков и качества изготовления декораций, бутафории, костюмов и других элементов оформления спектакля.

3. Репетиционный период. Репетиционный период спектакля начинается с составления плана сценического выпуска спектакля. В нем учитываются репетиции спектакля в классах, репетиции на малой сцене, репетиции в выгородках на основной сцене, репетиции в выгородках на основной сцене с частичной подачей готовых элементов декораций и костюмов, монтировочные репетиции, световые репетиции, репетиции с актерами по актам, по картинам, прогонные и генеральная репетиция.

4. Производственный период. Параллельно с репетиционным периодом организуется производство спектакля. Составляются график производства декораций, костюмов, бутафории и смета затрат на производство материального оформления. Приобретается материал для производства. Выдаются задания по изготовлению материального оформления спектакля производственным мастерским. Изготавливаются жесткие и мягкие декорации, бутафория, живописные завесы, костюмы, головные уборы, обувь, парики, цветы и приобретается дополнительное оборудование. Заказывается исходящий реквизит. Материальное оформление из производственных мастерских передается материально ответственным лицам в эксплуатацию.

5. Выпускной период. В выпускной период организуется реклама и продвижение, продажи билетов и приглашение гостей, подготовка и проведение премьеры, работа с медиа.

6. Период проката спектакля. В период проката по утвержденной схеме проводятся показы спектаклей для зрителей. Кроме этого, возможны участие спектакля в фестивалях и гастрольные поездки, которые организуются по отдельному плану.

7. Период завершения проекта. В период завершения подводится консервация декораций и костюмов, завершение расчетов и подведение итогов.

Цикл календарного планирования проекта включает различные планы, составляемые на различных стадиях производства и проката спектакля (см. таблицу 1).

4-4. Финансовое планирование проекта
После календарного планирования или параллельно с ним составляется бюджет проекта – наиболее общий, во многом оценочный, но учитывающий доходы и расходы по всем стадиям проекта.

В доходной части бюджета проекта отражаются доходы по всем основаниям: от продажи билетов, доходы от сопутствующей деятельности. Кроме того, в части поступлений по проекту, указываются спонсорские средства и господдержка в виде грантов и субсидий, а также прочие безвозмездные поступления. Эти средства, вообще говоря, не относятся к доходам, но должны быть учтены в бюджете проекта.

В расходной части бюджета проекта сначала указываются все инвестиционные расходы на постановку: приобретение прав, расходы на изготовление декораций, костюмов и реквизита, расходы на приобретение оборудования, оплату труда в части работ по постановке, отчисления на социальное страхование, оплату аренды помещений (репетиции, прогоны) и прочие расходы на постановку, включая налоги.

Затем в расходную часть включают текущие расходы на показ спектаклей: расходы на оплату труда (творческий состав, технический состав, администрация), отчисления на социальное страхование, расходы на аренду помещений и оборудования, расходы на рекламу и продвижение спектакля, расходы на изготовление печатной продукции и прочие текущие расходы, включая налоги.

Заключительная часть бюджета отражает финансовый результат проекта: прибыль / убыток, налог на прибыль и прибыль после налогообложения.

В целом цикл финансового планирования включает различные бюджеты доходов и расходов, составляемые на различных стадиях производства и проката спектакля (см. таблицу 1).

»
Термины
OKR (Objectives & Key Results)
метод формулирования целей и ключевых результатов, а также способ согласования индивидуальных и коллективных (корпоративных) целей.
КОМАНДА ПРОЕКТА
состав творческих, технических и административных кадров, подбираемых для реализации проекта.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
совокупные доходы и расходы проекта по всем стадиям, включая безвозмездные привлеченные средства.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
определение его значимости, ценности, выявление пользы и различного рода эффектов от его реализации.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
деятельность, направленная на достижение цели проекта.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА
документ, отражающий планируемые сроки выполнения проекта и контрольные события.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
зрелищное представление проекта, позволяющее продемонстрировать все его особенности и преимущества.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
временной интервал, необходимый для реализации проекта с момента его старта.
РИСКИ ПРОЕКТА
это неопределенные события или условия, которые в случае реализации имеют позитивное или негативное влияние по меньшей мере на одну из основных областей проекта, например, на содержание (качество), сроки или стоимость.

»
Контрольные вопросы
1. Как можно определить цель театрального проекта?

2. Кто включается в команду проекта?

3. Какие стадии содержит календарный план проекта?

4. Как определяются временные рамки проекта?

4. Какие статьи расходов включаются в общий бюджет проекта?

»
Литература
1
Указать
Задание 5
Цели и ключевые результаты проекта
Сформулируйте цели и связанные с этими целями ключевые результаты проекта по технологии OKR (Objectives & Key Results).
Задание 6
Команда проекта
Определите состав команды проекта. Если какие-то позиции остаются вакантными укажите - будет определено позже.
Задание 7
Календарный план
Составьте календарный план проекта, используя таблицу. Кроме того, можно составить диаграмму Ганта, воспользовавшись одним из инструментов.
Задание 8
Бюджет проекта
Составьте бюджет проекта по основным статьям и заполните прилагаемую форму.

»