ТЕМА 5
Организация финансирования
До начала производства спектакля продюсер должен организовать его финансирование. Нельзя начинать производство, собрав только часть суммы – это важное правило продюсирования. Для этого нужно разбираться в экономике театральных проектов, иметь связи и рабочие коммуникации с потенциальными инвесторами и спонсорами. Варианты финансирования могут быть разными, в том числе государственное и частное, фандрайзинг, гранты, спонсоры, меценаты. И главное на этой стадии - нужно уметь качественно презентовать проект различным категориям потенциальных инвесторов и заключить инвестиционный контракт, чтобы получить деньги на проект.

»
Тексты

»
5-1. Экономика спектакля как проекта
Для организации финансирования театрального проекта необходимо основываться на экономике спектакля, поскольку от этого зависят источники и объемы финансирования.

Если говорить об экономике, то существует невероятное множество моделей экономики театров и театральных проектов, но все они располагаются между двумя крайними полюсами. На одном – американская рыночная модель, при которой театр работает абсолютно в рынке и сам выживает за счет своих доходов. На втором – известная теория, называемая болезнью издержек Баумоля, появившаяся в начале второй половины прошлого века и буквально заставившая Европу поверить в невозможность выживания театра в рынке и повлиявшая на формирование целой системы государственной поддержки театров и театрального дела. В действительности существует значительно большее количество различных моделей экономики театра, но все они по сути своей расположены между двумя этими, абсолютными подходами.

В основе любых подходов к финансированию театра лежит вопрос, может ли доход, получаемый от продажи билетов зрителям, покрыть издержки, объективно необходимые для производства и показа спектаклей. Невозможно до бесконечности повышать цену билета, если только этот спектакль не создан специально для миллиардеров. Как невозможно и сделать приличное представление без затрат на актеров, декорации, привлечение необходимых работников сцены и т.п. Общеизвестно, что наибольшую вероятность окупиться имеют антрепризы, которые создаются с минимальными затратами на декорации, небольшим количеством актеров и ориентированы на небольшую, камерную театральную атмосферу с талантливой режиссурой и увлекательной игрой актеров, либо массовые эффектные зрелища, где публика заполняет залы до отказа, привлеченная рекламой и именами «звезд».

Для каждого конкретного проекта продюсер должен составить наиболее достоверный прогноз доходов и расходов и, имея перед собой всю предполагаемую картину прибылей/убытков, определиться с источниками. Потенциальный убыток покрывается только из безвозмездно привлекаемых средств, потенциальная прибыль позволяет рисковать и привлекать заемные возвратные средства.
5-2. Источники финансирования
К безвозмездным источниками финансирования относятся субсидии и гранты, получаемые из государственного или муниципального бюджета, частных фондов, которые занимаются поддержкой искусства и средства меценатов. К возмездным источникам относится кредитование и частное инвестирование. Промежуточное положение занимают средства, привлекаемые по механизму крудфандинга, и спонсорские средства.

Часто продюсеры вкладывают в проект свои собственные средства, но следует отметить, что с точки зрения экономики проекта они должны рассматриваться как привлеченные и либо быть возвращены по завершению проекта, либо продюсер готов выступить меценатом и вообще не ожидает их возврата, что бывает крайне редко.

Информация об источниках и условиях финансирования имеется в интернете. В частности, на портале «Культура. Гранты России» – агрегаторе сведений о федеральных, региональных, муниципальных и частных грантах для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства.
5-3. Получение грантов на постановку
Гранты, как правило, распределяются на конкурсной основе - в рамках конкурсов, объявленных грантодателем (донорами, фондами, благотворительными организациями). В зависимости от условий конкурса в нем могут принимать участие зарегистрированные в установленном порядке общественные, государственные организации, творческие коллективы или физические лица.

Обычно для того, чтобы принять участие в конкурсе, необходимо заполнить форму заявки на грант. Заявки обычно принимаются в течение ограниченного времени, определенного условием конкурса данного грантодателя.

Все проекты рассматриваются экспертным советом, сформированным организатором конкурса, и утверждаются согласно правилам программы. Присланные материалы оцениваются экспертами в основном с точки зрения миссии донора, актуальности предлагаемого проекта и существующих приоритетов.

Перечисление финансовых средств победителю конкурса обычно осуществляется на основании договора, который заключается между грантодателем и заявителем. В договоре указывается ответственность сторон, указываются сроки выполнения работ, представления отчетности, график перечисления средств.

По окончании конкурса его результаты сообщаются исполнителями участникам программы, объявляются победители. В соответствии с заключаемым договором устанавливается срок реализации проекта, после истечения которого грантополучатель должен предоставить отчет об использовании гранта учредителю. Отчет, как правило, включает в себя содержательную и финансовую части. Грантополучатель, не представивший отчет в установленный в соглашении срок, рискует попасть в «чёрный список».

Сведения о нецелевом использовании грантополучателем средств благотворительного гранта могут быть направлены для привлечения соискателей гранта к ответственности в соответствии с законодательством.
5-4. Презентация проекта инвесторам
В случае привлечения инвестиций продюсер должен уметь составить презентацию для потенциальных инвесторов, в которой необходимо отразить сильные и слабые стороны театрального проекта, дать его краткое описание, сроки реализации, бюджет, представить ключевых людей из команды проекта и сформулировать четкое и ясное предложение инвестору – на каких условиях и с какими обязательствами предлагается инвестировать финансовые средства в проект и что получает инвестор (спонсор, донор) в результате инвестирования.

»
Термины
ГРАНТ
безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на творческие проекты, образование, здравоохранение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.
КОНКУРС
соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, науки и спорта с целью выделения наиболее выдающихся.
CУБСИДИЯ
субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.
ПРЕМИЯ
(от лат. praemium – «награда, отличие») – одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой-либо области деятельности либо поощрительная плата работнику за высокую квалификацию, перевыполнение норм выработки, за качество работы в дополнение к окладу. Премия присуждается, как правило, на конкурсной основе и сопровождается вручением знака отличия, медали, приза, диплома, денежных средств и/или других наград.
НОМИНАНТ
лицо, представленное к награждению премией.
ЛАУРЕАТ
лицо, которому присуждена премия.
ГРАНТОДАТЕЛЬ
англ. grantor) – в Российской Федерации российский или иностранный гражданин либо российское или иностранное юридическое лицо, а также международная организация, получившие право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке.
ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ
лицо или организация, который получает грант.
ИНВЕСТОР
спонсор) – организация, предоставляющая собственные, заемные или иные привлеченные финансовые средства для реализации проекта.
ФАНДРАЙЗИНГ
деятельность по поиску средств на реализацию проекта.
СОФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
осуществляемое совместно с кем-либо финансирование проекта.

»
Контрольные вопросы
1. Какие существуют источники финансирования театрального проекта?

2. Какие направления расходования средств при создании спектакля?

3. Что необходимо знать для составления заявки на грант?

4. Кто может претендовать на средства меценатов и спонсоров?

5. Как составляется презентация для инвесторов и спонсоров?
Задание 9
Презентация проекта
Составьте презентациям театрального проекта для представления инвесторам и спонсорам.
Задание 10
Заявка на получение гранта
Составьте заявку на получение гранта, соблюдая все необходимые условия и требования.

»
Литература
1
указать

»