ТЕМА 7
Репетиции
В репетиционный период происходит «сборка» спектакля, раскрытие авторского замысла с использованием всех театральных элементов - света, звука, декораций, костюмов, грима, реквизита и др. Задача продюсера на этой стадии – организовать «сборку» качественного с художественной и с технической точки зрения продукта. Поэтому репетиционный процесс идет одновременно с процессом производства, который будет представлен в следующей главе, и эти неразделимые части одного целого – создания спектакля – должны работать четко и слаженно, без превышения бюджета, точно в срок. От этого критически зависит качество будущего спектакля и успех театрального проекта.

»
Тексты

»
7-1. Планирование и организация репетиций
Репетициями руководит режиссер-постановщик спектакля при участии ассистентов. В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов, стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

Помощник режиссера в ходе репетиций фиксирует в режиссерском экземпляре пьесы порядок будущего спектакля: выходы актеров, перестановки декораций, включение звуковой фонограммы, изменения света, хронометраж спектакля, переодевания актеров, необходимый реквизит. Режиссерский экземпляр пьесы используется затем для организационной подготовки спектакля, координации и контроля за работой театральных цехов.

Важной задачей является координация репетиционного процесса: актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать текст, танцы, пластические элементы и пр. –подготовка спектакля должна проходить поступательно, без срывов и остановок. Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т.д. Сценограф и художник по костюмам работают в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью, организующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, постановку световых и шумовых эффектов и т.д. Заведующий музыкальной частью отвечает за организацию записи музыкальной партитуры спектакля в тесном контакте с композитором, заведующим труппой, планирующим участие актеров в работе над музыкальными фрагментами. Включение партитуры в ткань спектакля происходит в контакте с заведующим постановочной частью, т.е. непосредственным руководителем радиоцеха, отвечающим за воспроизведение записи во время спектакля.

О работе различных цехов над производством спектакля речь пойдет в следующей главе.
7-2. Виды репетиций
Различают застольные репетиции, репетиции в «выгородке», монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене. В музыкальных театрах дополнительно практикуются оркестровые репетиции, концертмейстерские (сольные и ансамблевые), хоровые, хореографические и т. д.

1. Застольные репетиции. Репетиционный период обычно начинается с застольных репетиций. Они включают первую читку пьесы по ролям; уточнение реплик, включая изменения, сокращения или перестановки текста – создание сценического варианта пьесы; беседы режиссера-постановщика с актерами и другими представителями творческой группы с о замысле спектакля; действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

2. Репетиции в «выгородке». Затем организуются репетиции в выгородке. На профессиональном театральном языке «выгородка» – от «выгораживать, размечать пространство». Они проходят, как правило, в репетиционном зале, когда места действия, география сцены и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами – стульями и другой мебелью, кубами и другими конструкциями. В этот период намечаются и разрабатываются мизансцены, пластика персонажей, идет сложный процесс поиска характеров и взаимоотношений персонажей.

В этот же период некоторые режиссеры-постановщики практикуют репетиции этюдным методом – импровизации на темы пьесы или её отдельных сцен. Такие этюды позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений своих персонажей.

Во время репетиций в выгородке актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей с тем, чтобы при переходе к сценическим репетициям получить полную «свободу от текста». Эти репетиции проходят еще без костюмов, однако, актерам можно предоставить некоторые вспомогательные детали, помогающие в пластической разработке образов (длинные юбки, шарфы, головные уборы и т.п.).

При необходимости параллельно репетициям в выгородке назначаются танцевальные, вокальные или пластические репетиции, на которых балетмейстеры, музыкальные руководители и специалисты по сценическому движению ставят танцевальные и вокальные номера, входящие в спектакль, сценические бои, пантомимические номера и т. п.

3. Репетиции на сцене. Переход к репетициям на сцене осуществляется по мере готовности хотя бы части декораций, когда у монтировочного цеха появляется возможность хотя бы приблизительно выгородить реальное сценическое пространство будущего спектакля. Как правило, переход на сцену оказывается для актеров достаточно сложным - изменяется пространство спектакля, к которому приходится адаптировать все предыдущие актерские находки и наработки. По мере появления декораций, костюмов и реквизита будущий спектакль обрастает плотью, приобретает зримые сценические формы.

4. Прогоны. В этот период репетиционный процесс вступает в заключительную стадию – сборки всех компонентов спектакля и прогонных репетиций, когда отдельные сцены собираются в единое целое. Во время прогона спектакль идет в декорациях, при соответствующем освещении, актеры играют в костюмах и гриме. В этот период режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора. Здесь важным становится уже цельное впечатление от спектакля, поэтому все замечания актерам высказываются по окончанию прогона.

5. Генеральные репетиции. Премьере предшествуют генеральные репетиции – в полном гриме, костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. На генеральные репетиции часто приглашают зрителей, таки образом, спектакль проходит первую проверку реакцией публики.
7-3. Техническо-постановочные репетиции
Параллельно сценическим актерским репетициям назначаются репетиции для техническо-постановочных цехов: монтировочные и световые, когда окончательно определяются, ставятся, монтируются и отрабатываются все перестановки декораций и световое оформление спектакля, создаются монтировочные и световые партитуры.

В ходе монтировочных репетиций собираются декорации по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом с проверкой узлов соединения на прочность и скорость их монтажа и демонтажа. Определяются и отрабатываются перемены картин спектакля, разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций. Уточняется размещение предметов оформления спектакля. Проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций. Составляется партитура проведения спектакля по переменам по порядку и времени. Уточняются «просмотры» из зрительного зала сценического пространства.

Последние монтировочные репетиции проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

В ходе световых репетиций создается светоцветовая легенда спектакля, план развески дополнительной световой аппаратуры. Готовятся световые фильтры. Создается планировка и выписки по направке, фокусировке и фильтровки световых приборов. Монтируется дополнительная аппаратура, происходит по актам направка и фильтровка приборов внутреннего сценического и выносного света. Ставится свет картин и их переходов. Создается предварительной световая партитура спектакля (без актеров). И, наконец, происходит окончательная установка положений света и создание окончательной партитуры в процессе работы с актерами.
7-4. Продолжительность репетиций
Продолжительность репетиционного процесса определяется в зависимости от множества факторов: от общей постановочной сложности спектакля, загруженности актеров в параллельных репетициях и спектаклях, манеры работы режиссера-постановщика и т. д. В среднем репетиционный период в драматическом театре длится около 2–3 месяцев. Однако известны случаи, когда репетиционный процесс затягивался до полугода и более. Не существует прямой зависимости между продолжительностью репетиционного процесса и художественным уровнем спектакля – увеличение количества репетиций может пойти будущему спектаклю как на пользу, так и во вред. С одной стороны, актеры получают дополнительное время на разработку и закрепление характеров, взаимоотношений персонажей, углубление психологической и физической линии действия. Однако при избыточном затягивании репетиционного процесса актеры могут «перегореть» – потерять живой нерв сценического действия; будущий спектакль рискует, при сохранении внешней формы, потерять эмоциональное содержание.

»
Термины
РЕПЕТИЦИЯ
(от лат. repetitio – повторение), основная форма подготовки спектакля, предусматривающая чтения и обсуждения пьесы, ее многократное исполнение по отдельным сценам, актам и всей в целом.
ЗАСТОЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
первый этап репетиционного процесса, включающий в себя первую читку пьесы по ролям; уточнение реплик; беседы режиссера-постановщика с исполнителями о замысле будущего спектакля; действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.
РАЗВОДКА
(театр.) - распределение актеров, занятых в спектакле, по различным местам сценической площадки.
РЕПЕТИЦИЯ В ВЫГОРОДКЕ
репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями, выгородочными ширмами, переносными раздвижными загородками и др.
ЭТЮДНЫЙ МЕТОД
метод проведения репетиций, в основу которого положены импровизация (этюды) на темы пьесы или ее отдельных сцен.
ВОКАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
репетиция, на которой репетиторы по вокалу ставят вокальные номера, входящие в спектакль.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ РЕПЕТИЦИЯ
репетиция, на которой специалисты по сценическому движению ставят сценические бои, пантомимические номера.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
репетиция, на которой балетмейстеры ставят танцевальные номера спектакля.
МОНТИРОВОЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
(от фр. monter – поднимать) - предварительная проверка всех элементов декорационного оформления спектакля.
ПРОГОН, ПРОГОННАЯ РЕПЕТИЦИЯ
проверочный просмотр спектакля или отдельной сцены, акта. Прогон предшествует генеральной репетиции.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
последняя репетиция перед окончательным выпуском спектакля.

»
Контрольные вопросы
1. Назовите основные виды репетиций и их назначение.

2. Кто следит за дисциплиной?

3. Как долго продолжается репетиционный период?

4. Что такое этюдный метод?

5. Какая роль отводится продюсеру в репетиционный период?
Задание 13
План репетиций

»
Литература
1
указать

»