ТЕМА 8
Производство
Процесс производства спектакля сегодня является высокотехнологичным и требующим привлечения специалистов множества профессий, включая самые современные. Большинство постановок используют новейшие технологии света, звука, проекции, в качестве актеров на сцену уже выходят роботы. Все это неотделимо от современного театрального спектакля, и основная задача продюсера – организовать работу всех цехов, своевременную поставку и монтаж оборудования, организацию репетиций и прогонов в полной «упаковке», получение разрешений от пожарников и санитарных служб. Кроме высокого искусства театр требует безопасности для исполнителей и зрителей. Все эти вопросы также являются критически важной областью создания спектакля.

»
Тексты

»
8-1. Создание декораций и подбор реквизита
Театральная постановка создаётся из большого количества элементов, среди которых важная роль отводится декорации, которые создают пространство для происходящего на сцене действия.

Театрально-декорационное искусство, или сценография, является одним из видов изобразительного творчества, назначение которого заключается в визуализации среды спектакля и внешнего вида действующих лиц. Включает театральные декорации (обрамляющие элементы, занавес, объекты на сцене, кулисы, фон), костюмы героев, реквизит, свет, звук. Все эти средства объединяются в единое целое, передавая характер действия и замысел спектакля.

Театральные декорации создаются различными способами, в частности с помощью плоских изображений и объёмных деталей. Вместе они создают целостную, живую картину места действия. Помимо традиционных способов изображения среды, появляются и современные, в частности, проекции, ширмы, драпировки. Разнообразие форм создания реальности позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля. Эскизы мастеров сценографии кроме всего рассматриваются также как самостоятельное художественное произведение, отличающееся авторским стилем и своеобразием.

Различают несколько видов декораций. Жесткие и мягкие декорации, обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном. Мягкие декорации делят на живописные, аппликационные, драпированные и гладкие. Их изготавливают из холста, бархата и тюля, синтетических и нетканых материалов. Повествовательные декорации подразумевают создание художником реального пространства для действий героев, сцена становятся местом, где живут и действуют персонажи спектакля. Метафорические декорации не включают конкретных предметов мебели или окружающего героев пространства, однако помогают передать дух и характер постановки. Живописные декорации, основным способом создания которых выступает живопись. Архитектурно-пространственные декорации, в них важнейшим элементом является пространство сцены и конструкция, на которой сосредотачивается действие. Динамические, обладающие функцией движения, которое становится центральным средством выразительности, на котором основывается спектакль. Световые, создаваемые средствами светового оборудования. Проекционные, создаваемые с помощью проекционной аппаратуры и экрана. Иногда они полностью заменяют объёмную декорацию. Игровые, основу которых составляют предметы, являющиеся частью сюжетного действия. Внерамповые, когда сценическое пространство находится в зрительном зале.

Среди основных характеристик, которыми должны обладать театральные декорации, выделяют: прочность; легкость; несложное изготовление; портативность; возможность быстрой сборки/разборки; изобразительные характеристики.
8-2. Создание театральных костюмов
Костюм театральный (от итал. costume, собственно обычай) - одежда, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценического образа. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа. При помощи театрального костюма создаются образы действующих лиц. Театральный костюм - единственная система, способная искусственно изменить внешность человека, подчеркнуть или же разрушить гармоничное единство тела, или определенных его частей и создать художественный образ. Возможности костюма очень широки: он может рассказать о социальной принадлежности героя, его национальности, профессии и некоторых чертах характера.

Поскольку театральный костюм является элементом оформления спектакля, очень важна цель, ради которой он создается, а на основе цели строится художественный образ, в котором воплощена вся палитра роли костюма, которую в дальнейшем ему предназначено исполнить.

Работа художника над театральным костюмом начинается с накопления материала и осмысления драматургии, затем, основываясь на знаниях законов композиции, законов театра, а также задач данного спектакля художник работает над эскизом и в этом участвуют режиссёр и актёры. Эскиз подсказывает манеру ношения костюма, походку, предусматривает необходимую деформацию фигуры, постановку головы, движение рук и манеру их держать, остроту силуэтного рисунка, актера в костюме. Затем эскиз переводится в объём и материал. На завершающих стадиях костюм проверяется на сцене в различном освещении и происходит его «обживание» актером.

При создании костюма учитывается как внешность самого актёра, так и характер, черты его персонажа. Костюм должен помогать актёру в течение спектакля передавать состояние персонажа. Для этого необходимо предусмотреть его взаимодействие с вещами и с другими героями. Кроме того, очень важно, как костюм взаимодействует с декорациями, при различных световых эффектах.

Рабочие эскизы утверждаются в театре художественным советом, в независимом театральном проекте – коллегиальным органом или продюсером совместно с режисссером. Рабочий эскиз должен быть хорошим руководством для работы цехов: в нём должны быть чётко определены форма, силуэт, пропорции, отделка. В театральном костюме силуэт обуславливается не только и не столько господствующим в искусстве стилем, сколько характером сценического образа, психофизическими данными актёра.
8-3. Сценический свет и звук
Сценическое оборудование представляет собой целый комплекс качественной аппаратуры, включающий в себя несколько основных групп – световое, звуковое, механическое, видеопроекционное оборудование и одежда сцены.

Световое оборудование. Особое внимание при комплектовании зрительного зала уделяется свету. Световое оборудование для театра должно обеспечивать возможность разнообразных эффектов, дополняющих ход постановки, рисующих определенные картины. Не менее важна возможность управления софитами, прожекторами, рампами дистанционно – с места оператора.

Обычно декорации и сценическое пространство освещают только спереди, создавая иллюзию естественного света. Это делается для того, чтобы отделить сцену от зрителя, создавая на ней особую реальность. Зритель должен «отсутствовать», а его взгляд – не отвлекаться на слепящие прожектора или бросающиеся в глаза посторонние предметы. При этом свет должен подчеркивать атмосферу, сохраняя все оттенки и краски декораций и костюмов.

Фронтальное освещение включает в себя верхнее, размещенное на фермах, в нишах в потолке или в специальных помещениях; диагональное, находящееся за выступами боковых стен или на оборудованных балконах так, чтобы угол падения света не превышал 40 градусов; нижнее, расположенное на краю сцены в рампе (стационарной или переносной). Сценический свет можно разделить на три группы: заливающий, или рассеянный свет, его образуют прожекторы с широким лучом, светильники и лампы рассеянного света; точечный – создается световыми пушками, безлинзовыми параболическими рефлекторами (PAR) или профильными прожекторами; создающий световые эффекты – оборудование, создающее ряд движущихся световых лучей - сканеры, «вращающиеся головы», лазеры, гобо, колорченджеры, стробоскопы, приборы «черного света».

Звуковое оборудование. Звуковое оборудование для театра включает в себя аналоговый или цифровой микшерский пульт, усилители, кабели, высококачественные акустические системы и микрофоны. Она отличается от аналогичного оборудования клубов и концертных организаций. На театральной сцене не должны быть видны микрофоны, они могут нарушить восприятие постановки. Чаще всего микрофоны в театре выполняются достаточно чувствительными и подвешиваются на рампе, не привлекая внимание зрителей. Петлички и другие подобные системы используются в театре крайне редко. Всё оборудование должно выступать единым ансамблем – для этого нужна сложная коммутация и программное управление.

В случае демонстрации спектакля в новом для спектакля зале предстоит проверить акустические характеристики и затем установить оборудование. В частности, необходимо провести акустический анализ зала; разработать схему и подобрать звуковое и световое оборудование по характеристикам; составить смету; организовать заказ, приобретение и поставку оборудования; произвести монтаж и пуско-наладочные работы. Это требует точного планирования и контроля всех процедур со стороны продюсера.
8-4. Прочее сценическое оборудование
Механическое оборудование. Визуальное и аудио-сопровождение невозможны без механического оборудования. Но последнее, как категория, шире, чем просто каркас для «света» и «звука». В категорию входят конструкции, позволяющие оперативно собирать мобильные сцены.

Сценические комплексы собираются из отдельных компонентов: стоек – опорных деталей; ферм – основных элементов, представляющих собой модульные системы; подиумных и кровельных элементов, формирующих пол и крышу сцены; уголков – деталей, соединяющих фермы и стойки; соединителей – элементов, с помощью которых крепятся прочие компоненты сцены. В сценический «набор» также входят транспортировочные кейсы, защитные кабельные пороги и другие составляющие.

Верхняя механика сцены может состоять из точечных подъемников; штанкетных крепежей; поворотных шкивов; блоков; лебедок; моторов-редукторов; тросов; систем управления и т. д.

Видеопроекционное оборудование. Среди основных типов видеопроекционного оборудования – проекторы, плазменные панели, светодиодные и проекционные экраны. Проекторы – устройства для проецирования графики на плоскость. Есть множество вариантов от различных производителей. Плазменные панели рассчитаны на демонстрацию видео на относительно небольшой площади. Как и в случае с проекторами, у потребителя огромный выбор. Светодиодные экраны – шаг вперед относительно «плазмы». Они дают возможность показывать картинку на очень крупных сценах. Проекционные экраны используются вместе с проекторами. Полотна бывают разных размеров и форм – от небольших до многометровых, от плоских до сферических.

»
Термины
ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО (СЦЕНОГРАФИЯ)
является одним из видов изобразительного творчества, назначение которого заключается в визуализации среды спектакля и внешнего вида действующих лиц.
КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ
(от итал. costume, собственно обычай) - одежда, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценического образа.

»
Контрольные вопросы
1. Какие элементы спектакля создаются в производственный период?
Задание 14
План производства спектакля
Задание 15
Бюджет производства спектакля

»
Литература
1
указать

»