РЕЗЮМЕ
Российский цирк является выдающимся явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире.
В то же время, в цирковом деле в последние десятилетия наметились существенные проблемы, решение которых связывается с возрождением и развитием ФКП «Росгосцирк». В августе 2016 г. проведены открытые выборы генерального директора ФКП «Росгосцирк». Новое руководство, реализуя антикризисные меры по сохранению предприятия и стабилизации его работы, разработало стратегию развития на период до 2020 года.
Стратегия развития ФКП «Росгосцирк» включает описание текущей ситуации, цели и задачи стратегии развития, механизмы и меры её реализации, а также ожидаемые результаты.
В рамках стратегии необходимо стабилизировать отношения с прокатными организациями, увеличив отчисления от сверхплановых доходов параллельно формируя к 2019 году собственную прокатную единицу в штате ФКП «Росгосцирк». Важным моментов является актуализация и верификация современных положений о работе всех основных служб ФКП «Росгосцирк».
Проработка PR и маркетинговой политики компании, направленную на конкретную целевую аудиторию цирков, позволит оптимизировать текущие рекламные бюджеты компании, снизив их со 100-120 рублей до 50-70 рублей за привлечение одного зрителя.
Работа с базой промо материалов и разработка единой политики по продвижению программ и цирков, позволит систематизировать прокатную цирковую деятельность и повысить доверие зрителей к презентационным материалам. Дополнительно формирование программ лояльности, привлечение молодежи посредством работы в социальных сетях и активная работа с качественным информационным наполнением сайтов цирков, - суммарно все мероприятия позволят увеличить среднюю заполняемость цирков до 50%.
Дополнительные (околоцирковые) услуги – наиболее перспективный источник формирования доходов цирков. Ряд мероприятий, предложенный в стратегии, позволит увеличить средний чек по околоцирковым услугам с 50-60 рублей до 165 рублей с каждого зрителя.
Стратегия строится на параллельном формировании качественного контента – субсидировании со стороны Министерства культуры РФ новых программ, для создания которого должна быть сформирована в рамках стратегии развития предприятия соответствующая инфраструктура. Новые программы позволят не только повысить доверие к цирку со стороны зрителей, но и существенно увеличить размер чистой прибыли предприятия за счет сборов от цирковых и околоцирковых услуг.
Работа с внутренней структурой организации – отказ от нерентабельных программ, новый механизм работы с филиалами – является фундаментальными моментами развития, без которых невозможно вывести предприятие из сложившегося кризиса и вывести предприятие на уровень самоокупаемости к 2020 году. В то же время, улучшение системы мотивации для персонала и цирковых деятелей, позволит сохранить творческие кадры и сформировать компетентный управленческий персонал в цирковой сфере.
Выход на международные рынки также позволит восстановить советскую славу цирков и привлечь дополнительное финансирование для развития и модернизации зданий цирков и сопутствующих зданий (гостиниц, общежитий).
Важный вопрос развития циркового бизнеса – это модернизация и реконструкция существующей инфраструктуры цирков – создания из них центров притяжения местного населения.